Из журнала GegenStandpunkt 1-2005

Для чего нужны выборы?

Выборы — это свобода, которую бог подарил людям. Об этом сказал никто иной, как Джордж Буш-младший. Наличие или отсутствие выборов в стране — это тот критерий, который отличает гуманное правительство от "власти насилия", этого ужасного плеоназма. По словам американского божьего посланника, выборы являются привилегией, которой нельзя лишать ни один народ. Ни одно общество и ни одна культура не являются настолько отсталыми, чтобы не оценить преимущества выборов, ни одну страну нельзя считать не созревшей для осуществления избирательного права. Только расисты, мол, полагают, что лишь западное общество, наделенное гражданскими свободами, достойно этого универсального достижения человечества и что никакие другие народы не могут испытывать потребности в демократических выборах и наслаждаться участием в них.

С Джорджем Бушем-младшим нельзя не согласиться. Нет ничего легче, чем нарисовать крестик и остановить свой выбор на той альтернативе, которая больше всего привлекает. Избирательные урны можно расставить даже в тех краях, где нет функционирующей государственной власти, нет "гражданского общества", да и вообще ничего нет, кроме голода и нищеты. Призвать к голосованию можно даже тех, кто ничего не смыслит в государстве, политике и национальных интересах. Даже не умеющим читать и писать можно предложить на выбор символы животных или пиктограммы, обозначающие ту или иную партию, — как это, в общем-то, делается и на Западе. Представители всех рас и культур в состоянии совершить этот акт свободного волеизъявления — и, по-видимому, они охотно это делают. Да и вряд ли кто-то откажется от столь заманчивого предложения — проголосовать и тем самым отдать предпочтение той альтернативе, которая кажется наиболее приемлемой. Любой человек, находящийся под властью того или иного правительства, с удовольствием услышит, что его голос играет важную роль.

Правда, сначала кто-то должен ему это сказать. Для того, чтобы свободный индивидуум смог выбрать одну из предоставленных альтернатив, их кто-то должен ему предложить. Поэтому свобода, воплощенная в процедуре выборов, предполагает принципиальное разделение людей на два сорта. Крайне ничтожная часть населения, находящаяся у власти, призывает к избирательным урнам большинство, именуемое простым народом. Верхушка составляет предвыборные программы и назначает кандидатов, а стало быть, предопределяет главным образом исход выборов: проголосовать можно только за предложенные сверху альтернативы — ничего другого выбрать невозможно. Таким образом, результат выборов известен с самого начала, кто бы в них ни выиграл: проведенные выборы легитимируют ту инстанцию, которая их назначила; они свидетельствуют о том, что избиратели ничего не ставят под вопрос и ничего не решают, кроме того, что поставлено на голосование. Выборы — это признание тех должностей, за которые представители верхушки соперничают друг с другом. Это признание всего общественного порядка, которым руководят те, кто занимает высшие должности; это признание и самой верхушки, выставляющей свои кандидатуры на выборах. Данный результат выборов никем предварительно не обсуждается и не одобряется, он вообще не ставится на обсуждение. Избирателю даже не нужно отдавать себе отчет в том, что он делает, ставя свой крестик. Его дело — ломать голову над выбором лучшей альтернативы. Зачем ему думать о том, для чего вообще нужна крепкая и организованная власть над ним самим, для чего нужны посты, дающие власть, и та верхушка, которая эти посты занимает? Подобные рассуждения только послужили бы ему помехой и, чего доброго, напрочь отбили бы у него интерес сразу ко всем предложенным альтернативам.

Итак, самое важное в процедуре выборов — это то, чего не ставят на голосование, но что автоматически признается избирателями. Участвуя в выборах, они голосуют за все политическое господство — за аппарат власти, его задачи и его работу, за "национальные интересы", а также и за то, что стране необходимы политические лидеры, которые ею управляют. То есть за все то, что широкие массы ощущают на собственной шкуре как ограничение своей материальной свободы, как невзгоды трудовой жизни — другими словами, как все те неприятности, которые им устраивают в полном соответствии с буквой закона. Со всем этим на выборах соглашаются, как ни в чем не бывало. Более того, избирателям предлагают сделать выбор, кого из кандидатов они считают наиболее достойным власти, которая сама по себе не ставится под вопрос и которой они в любом случае должны подчиняться. Так выборы делают из подвластных мнимых правителей, а значит, безусловных приверженцев осуществляемой над ними власти. Именно с этой позиции избиратели должны критически оценивать предложенных им кандидатов. Критерием их оценки служит, таким образом, идеальное господство, а точнее, идеализированное представление о нем. Осуществление власти над людьми они представляют как оказание им помощи в условиях, которые, дескать, сложились сами по себе. Власть, мол, защищает от внешних и внутренних врагов национальный коллектив, якобы возникший вне зависимости от государства. Это ошибочное представление о власти предшествует всем тем суждениям, которые избиратели составляют себе о том, как кандидаты на вакантные должности осуществляют господство и как они обещают это делать. Все внимание избирателей и вся их критика сосредоточены на состоявшемся или обещанном успехе того или иного кандидата — на успехе в его соответственно приукрашенной деятельности, а стало быть, не в последнюю очередь на его успехе в приукрашивании собственной деятельности. Те, кому избиратели не отдают свои голоса на выборах, становятся жертвами такого рода критики. Однако она совершенно безопасна для политической верхушки в целом. Ведь кандидаты во власть используют эту критику для конкуренции друг с другом. Они и сами хотят соответствовать тем меркам, которыми их измеряют. Они и сами стремятся крепко держать в руках вверенную им власть и применять ее так, чтобы она росла, а заодно поднимала их значимость. Они стараются отвести любые протесты и, в конце концов, прочно закрепиться у руля; они прилагают все усилия для того, чтобы произвести впечатление на своих верноподданных и настолько срастись со своей должностью, чтобы сделать свое имя ее синонимом... Критика, к которой призывают избирателей во время выборов — это самая что ни на есть антикритика, это запрет на критику власти как таковой, а также властолюбия тех, кто к ней стремится.

По словам Джорджа Буша-младшего, "никто не рожден господином и никто не заслуживает быть рабом". И действительно: в демократическом обществе господами становятся не по праву рождения, а в результате выборов. Что же касается тех, кто обязан подчиняться властям, то они сбрасывают с себя позорные оковы рабов, объединяясь в ходе выборов со своими господами. В результате каждой стороне достается то, что ей и положено. Наделенный правом участия в выборах подчиняется власти, которую он сам же себе и выбрал. А те, кто в результате выборов получил власть, могут полагаться не только на средства насилия, но и на поддержку со стороны народа. Они также могут отвести любые протесты и любые попытки вмешательства в государственные дела со стороны подвластных, возразив им: "Нас выбрали!" Власть, избранная демократическим путем, наделена безграничным правом. Она по закону действует вопреки интересам меньшинства, которое не участвовало в выборах или выбрало проигравших кандидатов. Но это еще не все. Она также имеет право попирать интересы тех, кто выбрал победителей. Ведь она выполняет свои обязанности, защищая "интересы общества" и отбрасывая все "частные интересы" избирателей. Политики ценят демократические выборы, они знают об их пользе и поэтому имеют привычку объявлять избирателям благодарность, причем не только за полученные голоса, но и вообще за участие в выборах, то есть за поддержку власти и обещание не высовываться в период очередной легислатуры. Таким образом, вотум избирателей является средством государства — его легитимности, стабильности и свободы действий.


На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz