Во-вторых, тот факт, что капитализм со своим режимом бизнеса и власти дает зависимым от зарплаты людям достаточно оснований для революции, вовсе не означает – как это утверждается – что революция поэтому "неизбежна". Эксплуатация – это не раздражитель, на который рабочие должны (бы) реагировать условным рефлексом, устраняя его. Поднимутся ли они на борьбу с системой наемного труда, зависит от понимания природы капиталистических классовых противоречий и от желания покончить со всем этим. Иначе ничего не произойдет, т.е. все это безобразие будет продолжаться!
В-третьих, вопрос о том, почему "массы" не делают революцию, задается так, как будто "массы" беспрерывно заняты решением проблемы, продолжать ли им жить по-старому или же опрокинуть всю эту лавочку. Но этой проблемой не занимается тот, кто живет по-старому. По крайней мере, ни один рабочий не спрашивает себя с утра, перед тем как идти на фабрику: "А не стать ли мне лучше историческим субъектом революции?" Вместо этого он просто идет на фабрику, поскольку нуждается в деньгах, а затем возвращается домой и смотрит, на что его скудных средств хватает. Ничего не может быть глупее представления, что таким образом он восстал против своей "истинной миссии".В-четвертых, в наши дни такая постановка вопроса – заданного для оплодотворения философских ученых дискуссий – все равно имеет лишь риторическую природу. Этот вопрос подразумевается сразу как ответ, причем такой: тот факт, что восстание до сих пор не состоялось – это достаточный аргумент. Достаточный для того, чтобы объявить причины для революции неосновательными. Таким образом метафизическое учение о предопределенности не критикуют, а творчески применяют, расшифровывая его в обратном порядке – под девизом: где восстания не происходит, там оно, очевидно, (больше) не является необходимым. "Неизбежным" и уместным является, таким образом, именно то "сопротивление" и то "социальное движение", которое на данный момент существует – ведь иначе существовало бы не это, а другое. Так что "зеленые" и движение в защиту чести женщины удостаиваются академического признания по той же причине, по которой чучело пролетарской миссии, изготовленное собственными руками, постоянно хоронится на историко-философский и социологический манер.
Из брошюры