Реакция демократической общественности
Германии на парламентские и президентские выборы в Польше:
"Поляки проголосовали не
так, как нам надо!"
Вот уже больше года Польша находится в составе ЕС. И вдруг поляки выбирают
совершенно не тех, кого хотелось "нам" – Европейскому союзу и особенно Германии.
И это несмотря на то,
что немецкая общественность уже заранее, в унисон разъяснила польским избирателям, о чем идет речь и кого
надо выбрать. Дело в том, что "пакет реформ Дональда Туска, делающий ставку на приватизацию и свободу
предпринимателей" ("Берлинер Цайтунг", 10.10.05), словно создан для обеспечения нашему капиталу доступа
ко всему, на чем можно делать деньги в Польше. Помимо того, "Гражданская платформа" Туска разумно полагает,
что возникающая при этом безработица должна создавать меньше расходов. К примеру, "социальную
ответственность нужно в большей мере переложить на граждан, чтобы те больше заботились о себе и своих
семьях" ("Нойе Цюрихер Цайтунг", 13.09.05). И, самое главное, Туск знает, с кем водить
дружбу:
"В последнее время в тоне Туска ... скользило все больше привязанности по
отношению к Германии. Во время предвыборной борьбы он не упускал случая подчеркнуть, что улучшение
отношений между Берлином и Варшавой имеет для него первостепенное значение в области внешней политики"
("Франкфуртер Альгемайне Цайтунг", 20.10.05).
Программа – лучше не придумаешь: править страной
так, чтобы "нам" угодить. И почему это поляки не отдали предпочтение Туску? Как назло, они избрали в
президенты Леха Качиньского и привели к власти партию "Право и Справедливость" (ПиС), возглавляемую его
братом-близнецом Ярославом. А ведь эту партию "мы" потерпели бы только в составе коалиции под руководством
"нашего" Туска, да и то – если бы потребовалось создать большинство в противовес доселе правившим
"посткоммунистам" (т.е. Союзу демократических левых сил во главе с Квасьневским). Для этой цели ПиС
еще бы сгодилась, но братья-близнецы Качиньские в качестве руководителей польского народа – это просто ни в
какие ворота не лезет! "Улучшение отношений между Берлином и Варшавой" находится под угрозой срыва – с таким
президентом, который:
подумывает о том, чтобы потребовать от Германии выплаты репараций, так как
поляки, согнанные со своих земель во время войны, считают, что после вступления Польши в ЕС могут заявить о
своих правах на собственность перед международным судом;
чего доброго, испортит нам бизнес, исходя
из того, что при быстрой приватизации появилось бы много новых безработных, забота о пропитании которых
легла бы на плечи государства;
хочет вмешаться в вопрос "нашей энергетической безопасности" и
упрекает Берлин в союзе с Москвой, так как запланированный Россией и Германией нефтепровод через Балтийское
море обходит Польшу стороной, что лишает ее права голоса в этом вопросе и возможности
подзаработать,
и, ко всему прочему, считает, что национальную безопасность Польши лучше передать в
руки Америки, а не соседней Европы.
Так, по своему легкомыслию, польские избиратели рискуют потерять
благосклонность Европы и, получив упрек в "евроскептицизме", попасть под строгое наблюдение. Ведь
предрассудки против Европы во главе с Германией просто несовместимы с демократическими
выборами!
*
Этот выговор польским избирателям весьма несправедлив. Все-таки братья
Качиньские пообещали добиться "обновления польского государства" и этим убедили патриотически
настроенных граждан отдать власть в их руки. Почему же немецкая пресса вдруг оказалась недовольна? Ведь
поляки повели себя как образцовые избиратели-патриоты:
во-первых, они сразу поняли, какие вещи
не имеют значения на выборах. После пятнадцати лет свободной рыночной экономики и вслед за
выполнением всех условий вхождения в ЕС Польша может "похвастаться" убогими жизненными условиями
большинства населения, двадцатипроцентной безработицей, "прогнившей системой здравоохранения",
бесчисленными шахтерами, крестьянами и пенсионерами, живущими в нищете, и т.д. Все это хотя и дает
основания для недовольства, но в таком виде не должно играть роли при голосовании. Для голосующего
все обделенные имеют значение исключительно как признак нездорового состояния нации, а их несчастья
служат доказательством того, что безответственные руководители привели нацию на край
пропасти;
во-вторых, будучи националистами, избиратели не стали попусту тратить время и
разбираться с причинами всех своих бед, а сразу перешли к вопросу о том, кто неправильно
использовал свою власть. Вредные последствия – к примеру, в результате приватизаций – говорят избирателю о
том, что члены правительства злоупотребляли государственной властью в личных интересах: коррумпированные
политики отдавали предприятия своим протеже и получали за это вознаграждение. Избиратель разгадал дурные
намерения политиков: власть имущие хотят жить лучше подвластных! Он узрел, насколько далеко они уже в этом
зашли: государство захвачено "патологическими структурами и неформальными влиятельными группами, которые
на нем паразитируют" (новый премьер-министр Марчинкевич в газете "Франкфуртер Альгемайне Цайтунг" от
10.10.05). То, что Польша находится на грани банкротства, и широкие массы народа терпят бедствие, польского
избирателя уже не удивляет. Он знает, кто привел нацию в упадок. И так как речь идет о "посткоммунистах",
то ни у кого не вызывает сомнения, что они сделали это намеренно. "Плохое правление" этих "врагов народа"
происходит от их "антинародных убеждений";
в-третьих, исходя из такого диагноза, избиратель уже
знает, в чем должно заключаться искусство "хорошего правления": необходимы чистки, ужесточение порядков и
реорганизация страны. Нужно построить совершенно новое государство, "Четвертую Речь Посполитую", потому как
"Третья Речь Посполитая" страдает оттого, что родилась из "гнилого компромисса" со старым режимом и так
окончательно и не свела счеты с "коммунизмом". Избиратель обсуждает вопрос о запрете доселе правившей партии
и, голосуя за ПиС, дает задание сформировать постоянную парламентскую "комиссию правды и справедливости",
а также ужесточить уголовное право. Одним из первых правительственных проектов – в полном соответствии с
наказом избирателя – стала, таким образом, новая секретная служба, "спецподразделение по борьбе с
коррупцией", созданное с целью "жестокого подавления коррупции в органах власти и в руководстве
государственных предприятий". Бороться с "красной паутиной" будут при помощи патриотически
благонадежного персонала: "По словам Каминьского (главы новой секретной службы), ... в качестве
сотрудников могут, 'естественно', приниматься в расчет только те, кто состоял в 'Солидарности' ". Да и
вообще, патриотически настроенный избиратель нуждается в "полномасштабном обновлении всех секретных служб
и полиции – обновлении, затрагивающем как персонал, так и формы организации... Обыкновенных полицейских тоже
[будут] проверять на предмет их причастности к коммунистической службе госбезопасности" ("Франкфуртер
Альгемайне Цайтунг", 10.11.05);
в-четвертых, тонкое патриотическое чутье привело избирателя еще к
одному открытию: нация со всех сторон окружена врагами! Собственное правительство предает интересы нации и
распродает отечество России и Германии. Новое правительство должно с этим покончить. Конечно, братья
Качиньские тоже полагают, что Польша не сможет подняться без Европейского союза, а, значит, зависима от
ведущих стран ЕС. Но именно поэтому национальная гордость и избиратели требуют отстаивать независимость и
равноправие Польши в ЕС: "Все полномочия Европейского Союза вытекают из решений независимых стран"
(из предвыборной программы партии "Право и Справедливость");
в-пятых, польские избиратели еще и
набожны. Против того, что народ глубоко погряз в религии, немецкая общественность тоже не должна бы
возражать, раз уж она не против распятий в немецких классных комнатах и бога в преамбуле европейской
конституции.
Как мы видим, поляки блестяще справились с ролью избирателей.
*
В
Германии придерживаются, однако, совершенно другого мнения. Проводится тщательное расследование – как же
могло так получиться, что поляки выбрали не того президента?
Анализ выборов вскрыл следующую проблему: в
Польше существуют обширные слои населения, которые, в общем-то, еще не созрели для участия в выборах, но,
как назло, наделены избирательным правом, – беднота, темнота, деревенщина:
"Туск привлек
на свою сторону жителей средних и крупных городов. Он получил большинство среди молодежи и людей с высшим
образованием. Качиньский, напротив, популярен среди пожилого населения, среди людей малообразованных, среди
крестьян, жителей деревень и маленьких городов... На этих выборах преуспевающая Польша тех, кто оказался в
выигрыше, противостояла стране, где единственное утешение – это нация и дева Мария, где люди боятся потерять
последние устои в этом мире либеральных диалогов после того, как они уже всего лишились" ("Франкфуртер
Альгемайне Цайтунг", 25.10.05).
Когда те, кто оказался в проигрыше, решают о том, кому управлять
страной, то ничего хорошего из этого не выходит. В истинно демократической стране избиратель ни за что бы не
отдал предпочтение такой предвыборной программе, которая все равно не имеет шансов на
осуществление:
"Социальную программу Качиньских ... не профинансировать. К тому же Качиньские
намерены затормозить приватизацию, что наверняка отпугнет инвесторов. Поэтому шансы значительно снизить
двадцатипроцентную безработицу невелики... Политических средств для проведения «силовой внешней политики» у
близнецов Качиньских нет" ("Зюддойче Цайтунг", 24.10.05).
Страна, которая слишком много на
себя берет, не только лажается, но и вредит сама себе:
"Для Польши ... будет важно установить
хорошие отношения с Германией, крупным плательщиком в кассу ЕС. Период похолодания, какого заставляет
опасаться риторика последних лет, не отвечает интересам Польши. И даже братья Качиньские уже не раз
доказали, что в случае чего им знакомо различие между риторикой и реальной политикой" ("Франкфуртер
Альгемайне Цайтунг", 27.09.05).
Как-никак, мы все-таки посильнее будем. И если братья Качиньские
считают, что могут качать перед нами права Польши в Европе, то нам не остается ничего другого, как со всей
открытостью и тонким чувством реальной политики дать им понять, что они просто не могут себе позволить
портить с нами отношения. Как крупным плательщикам в кассу ЕС, нам лучше знать, что важно для Польши.