Из журнала MSZ

Национальные конфликты в СССР

В конце 80-х годов в СССР разгорелись национальные конфликты. Западная общественность не скрывала своего злорадства: "У СССР нет шансов в борьбе с национализмом!" А ведь до этого она все время упрекала Советский Союз в том, что он истребил национальную гордость – чувство, близкое любому нормальному человеку. Очень жаль, что злословие Запада в этом случае не было оправданным. К сожалению, СССР не был настолько тоталитарным, чтобы искоренить национализм и религию. Точно так же не оправдано и утверждение о том, что столкновения между армянами и азербайджанцами объясняются ошибками в национальной политике Советского Союза. Ошибкой была сама национальная политика.

Коммунистическая партия, совершающая революцию от имени рабочих и крестьян, демонстрирует свою несостоятельность, полагая, что национальности нуждаются в защите и поддержке. Одно дело, когда жертвы капитализма или предшествующих ему форм берут жизнь в свои руки и строят новый мир в соответствии со своими потребностями, избавившись от эксплуататоров и от защищающей отношения эксплуатации политической власти. В этом случае отпадают все основания превозносить господство над собой, в какие бы национальные или религиозные одежды оно ни облачалось. Когда люди заняты целесообразным планированием производства необходимых благ и созданием благоприятных жизненных условий, у них также отпадает свойственная гражданам государства нелепая потребность в том, чтобы компенсировать сознанием принадлежности к национальному коллективу постоянное противоречие между прилежным исполнением обязанностей с одной стороны и отсутствием личного успеха – с другой. В той же мере отпадает и дурная патриотическая привычка беспокоиться о величии и мощи "своего" государства, соответственно делить весь мир на "своих" и "чужих", видеть в государственных границах вопрос жизни и смерти, а при случае и браться за оружие.

Совсем другое дело, когда речь идет о создании альтернативного государства во имя прогресса, справедливости и решения социального вопроса. С этой позиции нет ничего предосудительного в том, что люди придают немалое значение "своей" государственной власти и сфере ее компетенции. Более того, СССР решил превзойти буржуазную власть в вопросе справедливого удовлетворения национальных интересов – еще одно соревнование, в котором буржуазная власть никогда не участвовала. Под социалистическим руководством советские граждане могли гордиться своей национальностью и в то же время были обязаны уважать другие народы – это называлось "пролетарским интернационализмом". КПСС на полном серьезе считала, что борьба с национализмом должна заключаться в насаждении "дружбы народов" – моральной позиции, дополняющей национализм. Руководство СССР стремилось воспитывать эту изобретенную мораль в советских гражданах, решив, что для этого необходимо ознакомить людей с культурой и обычаями других народностей. Снова и снова КПСС сталкивалась с тем, что любовь к своему народу не обходится без сознания исключительности по отношению к "чужим". В результате руководство СССР ничему не научилось, а только усилило свою пропаганду. Оно поставило перед собой неразрешимую задачу – распознавать "правомерную национальную гордость" и ее "справедливые требования", при этом отличая их от "опасного национализма", который необходимо "пресекать". Пойдя по этому пути, КПСС создала целую систему прав и запретов в отношении государственных структур, языка, радиовещания, культуры, раздачи постов и т.д. Национальная пропорция должна была соблюдаться вплоть до Центрального Комитета, в связи с чем западные наблюдатели каждый раз проводили точные расчеты и неизменно обнаруживали "великорусскую несправедливость". Доходило до того, что советские республики конкурировали друг с другом за соблюдение их интересов, а коммунистическая партия Казахстана с трудом примирилась со своим русским руководителем... В общем и целом многочисленные народы СССР на самом деле жили в "тесной взаимосвязи", но не благодаря моральному воспитанию, а потому что в повседневной жизни у них были дела поважнее, нежели беспокоиться о национальных отношениях. Особых поводов для недовольства условиями жизни у них тоже не было, к тому же им было известно, что власти жестко пресекали "проявления национализма".

*

Началось все с того, что после революции КПСС унаследовала кое-какие владения царского режима или же сама завоевала территории, на которых проживали другие национальности, подчас питавшие неприязнь к русским или к своим соседям. Так советское руководство столкнулось с "необходимостью национальной политики". Да и почему бы не привить другим народностям понимание достоинств социализма? Вот только ошибочна мысль о том, что это понимание придет быстрее, если относиться с уважением к "национальным особенностям" и проявлять терпимость к религии, восточным родоплеменным отношениям и прочей ерунде. Все это не имеет с социализмом ничего общего.

*

Закончилось все тем, что кое-какие представители интеллигенции, отвечавшие за моральное, культурное и национальное воспитание народа, расценили "перестройку" как возможность громко выразить свое неудовольствие по поводу "ущемления прав" своих национальных групп. В некоторых случаях им удалось посеять раздор в массах и спровоцировать волнения – как в старые добрые дореволюционные времена. Наслушавшись западной пропаганды, они обвиняли руководство страны в недемократичности, если оно поворачивалось к ним спиной. А в это время западные наблюдатели выдвигали против СССР такие же обвинения, потому что им не сообщали о точном количестве жертв и не предоставляли цветные фотоматериалы с изображением вспоротых животов...

 


На главную страницу

Kostenloser Counter und Statistik von PrimaWebtools.de
Сайт управляется системой uCoz