...Если основанием для критики являются попранные интересы, то цель ее не состоит ни в чем ином, как в разрешении вопроса: "Почему со стороны других людей, руководящих властей, со стороны науки и т.д. мои интересы недостаточно принимаются во внимание или вообще не учитываются?" Критика нуждается в объективной оценке назначения общественных институтов и их представителей, которые портят нам жизнь. Средством получения пригодных суждений являются не интересы, и уж тем более не их суррогат в лице – в действительности вовсе и не существующих – общих интересов, ценностей и идеалов; этим средством является знание предмета, который проявляет себя в качестве преграды. Критика заключается в сопоставлении познанной вещи со своими интересами. И отсюда вытекают два вида возражений:
Я поддерживаю познанное мною назначение предмета: существование этой вещи в моих интересах, но ее назначение плохо претворено в жизнь, и в этом заключается причина, почему эта вещь причиняет мне неприятности. Из этого вытекает то, что Гегель называет "понятийной оценкой": вещь не соответствует своему понятию. Сама по себе эта вещь неплоха, но ее частное проявление неполноценно – в сравнении с ее собственным понятием. Тогда за недовольство ею ответственна не она, а ее скверное устройство, неправильное управление, неудачное использование. И тогда критика – это самое конструктивное занятие на свете; как-никак, у критика есть веская причина позаботиться об улучшении этой вещи. Эта причина заключается не в том, что критика конструктивна, а в том, что функционирование вещи способствует удовлетворению его интересов.
Или же познание этой вещи выявляет нечто совершенно иное: ее назначение противоречит моим интересам, ее несоответствие моим целям неизбежно, оно заключено в ее природе, которая отрицает мои цели. Но тогда необходима и другая оценка: в этой вещи нет изъяна, который в моих интересах подлежит устранению; эта вещь сама является причиной моих неприятностей. В этом случае не стоит выступать за ее улучшение, – она и так уже слишком хорошо функционирует, и ее "улучшение" заключается всего лишь в теоретическом конструировании идеала, который пытается совместить то, что несовместимо, – в этом случае необходимо ее устранение.
Поэтому коммунисты воздерживаются от критики "из принципа". Они не делают того, что говорит о них буржуазная молва, – коммунисты, мол, "критикуют просто все подряд". Ведь, во-первых, критика – это не просто. Критика не заключается ни в дешевой конфронтации: "Это мне не нравится", – ни в лицемерно-верноподданическом перенятии критерия общественной пользы, к которому обязывает демократия, организуя свой тоталитаризм "конструктивной критики". Критика основывается на объяснении ее объектов: в разрез с критическим духом страны, некоторые люди хотят знать, откуда берутся все те ограничения, от которых страдает целый ряд интересов.