Из журнала GegenStandpunkt 2-09

Идеология кризиса:
Капитализм – дерьмо, но альтернативы ему нет

Кризисом у нас называют сложившуюся на данный момент ситуацию – когда разного рода предприниматели не получают ожидаемой ими прибыли. Этот "кризис" уже больше полугода охватывает все больше секторов народного хозяйства. Всем известно, что в будущем предстоит еще немалое количество мелких и крупных обвалов в так называемой "реальной экономике" – и что количество безработных возрастет еще больше. Рабочие и служащие, вынужденные жить на зарплату, не подают голоса – к немалому удивлению правящей верхушки. Та, похоже, отлично сознает, каким невзгодам она подвергает массы: ее представители ведут анекдотичные дебаты о возможности "социальных волнений", которые, дескать, совершенно никому не нужны, в особенности простому народу – их потенциальному зачинщику.

Итак, "кризис" затягивается на неопределенное время, вызывая массу негативных последствий во всех областях жизни нашего общества и тем самым убедительно доказывая, насколько все в нашей стране зависит от приумножения денег в руках банкиров и прочих капиталистов.

Занятно, что передовые умы немецкой журналистики тоже испытывают некоторый кризис. Все-таки еще недавно они восхваляли рыночную экономику как "самую эффективную", "самую передовую" и "самую продуктивную". Теперь же – в период экономического кризиса – перед ними встала проблема: их привычные штампы больше не годятся для того, чтобы комбинировать их в любом порядке и составлять таким образом хвалебные оды капитализму. Некоторые журналисты демонстрируют упрямство: "Вы можете быть уверены: даже во время самого тяжелого кризиса капитализм бесконечно превосходит социализм" (газета "Бильд", 20.05.09). Работникам более интеллектуальных изданий этот финт показался слишком примитивным. Конечно, вывод должен быть тем же, но к его обоснованию надо подходить более взвешенно и творчески, дабы не показаться слепым приверженцем своих идеологий. Как следствие, в ряде немецких изданий разгорелись восхитительные дискуссии на самом высоком уровне. Тема этих дискуссий – ни больше, ни меньше – "вопрос о системе". Этот "вопрос" якобы остро стоит перед всеми нами. Даже в таких газетах как "Цайт" и "Франкфуртер Альгемайне Цайтунг" усиленно создается видимость рекламного конкурса "на лучшую общественную формацию". С притворной наивностью игнорируя тот факт, что государство всей своей властью защищает и поддерживает капитализм, сливки немецкой публицистики на полном серьезе задаются вопросом: "В каком обществе мы хотим жить?"

Верх критической мысли демонстрирует журнал "Шпигель". Под заголовком: "Почему капитализм не умеет учиться на своих ошибках" (11.05.2009) читателям преподносится сюрприз. За один присест "Шпигель" опровергает все те идеологии, которые постоянно пропагандировались на его же страницах. Так, в новом номере неожиданно утверждается, что алчность неотделима от прибыли – между тем как авторы самого "Шпигеля" на протяжении последних месяцев с пеной у рта доказывали обратное. Непомерно глубокое различие между производительным и финансовым капиталом – еще одна стандартная идея кризисной публицистики – теперь тоже отвергается как сущий вздор: на самом деле, дескать, в обоих случаях мы имеем дело с одним и тем же принципом, который ведет прямиком к кризису. Вину за кризис "Шпигель" все время возлагал на американцев – оказывается, и это было нелепостью: все дело в общих законах рыночной экономики. Другими словами, речь идет не о "частных случаях", а, подумать только, о "системе", да о какой! "Кто видит в капиталистической системе прекрасную идею, которую, к сожалению, извратили алчные люди, – тот примерно так же далек от реальности, как те марксисты, которые считают, что прекрасную идею коммунизма извратили Ленин, Сталин и Фидель Кастро". Более того, "капиталисты громче всех удивляются своему капитализму". Да и вообще, всем уже, дескать, ясно, что попытка государства преодолеть кризис "решает проблему путем создания двух новых – повышения государственной задолженности и следующей за этим инфляции".

Продолжая в том же духе, "Шпигель" раздувает свою тираду на несколько страниц и невозмутимо опровергает все то, что его авторы еще недавно утверждали и – в этом можно не сомневаться – скоро опять будут непоколебимо утверждать. Под конец "Шпигель" уверенно приходит к выводу о том, что капитализм на этот раз вовсе не находится в одном из тех привычных кризисов, которые затем перекладываются на чужие плечи. Все намного хуже: "Системно значимый вывод из кризиса заключается не в том, что рынок системно приводит к кризису, – это было известно и раньше, – а в том, что идеологическая оболочка рыночной экономики разрушена – пожалуй, навсегда". Боже мой! Рыночная экономика осталась без восхваляющих ее идеологий – какой ужас! Как же мы теперь будем жить? "Рыночная экономика раздета донага – холодный скелет, выставленный на всеобщее посмешище". И вот уже "Шпигель" обнаруживает зловещие тенденции: "Основатель фирмы SAP Хассо Платтнер подметил, что в стране наблюдаются такие настроения, когда мы уже не хотим капитализма – а вместо него чего-то другого, более уютного". Сара Вагенкнехт (руководитель коммунистической платформы партии Линкспартай), которой раньше пренебрегали как "анахронизмом", сегодня "довольно усмехается в связи с антикапиталистическими газетными заголовками последних недель", а американский журнал "Ньюсуик" провозглашает: "We are all socialists now". Итак, ситуация действительно серьезная.

И вдруг – отбой тревоги. Автор статьи выруливает-таки на финишную прямую. "Убедительной концепции в противовес капитализму не существует", – заявляет не кто-нибудь, а противник капитализма Сара Вагенкнехт, и уж кому об этом знать, как не ей? Обычно авторы "Шпигеля" не принимают всерьез взгляды "левых сумасбродов", но в этом случае все по-другому. Коммунистка, которая подтверждает, что альтернативы капитализму нет, – эврика! Вот чего нам так остро не хватало на всем протяжении кризиса – оправдания капитализма без ненужного приукрашивания, абсолютно неправдоподобного на данный момент. Ну и что с того, что капитализм "раздет донага", – все равно он неминуем. Никаких замысловатых обоснований, никаких радужных обещаний, никаких ценных качеств. Все гениальное просто – на зависть газете "Бильд". Наша система – полное дерьмо, но она неизбежна и поэтому необходима. Ну разве это не потрясающая реклама капитализму?


На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz