а) Первое определение государства, его абстрактное понятие, содержит причину, а значит, и предназначение сей инстанции, не обращаясь к конкретным формам отношений государства со своими гражданами. Именно из этого абстрактного понятия становится ясным, что реализация свободы и равенства — вещь малоприятная: во-первых, речь здесь идет о следствии экономических противоречий, а, во-вторых, о насильственном сохранении этих противоречий посредством монопольной власти. Даже если не рассматривать экономику, т. е. способ производства, насильственно поддерживаемый государством при помощи аппарата власти, несомненен классовый характер демократического государства: путем равного подчинения всех граждан оно гарантирует дальнейшее существование всех различий между ними — от малых до великих — а, стало быть, не оставляет сомнений в том, какую пользу получают от него различные участники капиталистического способа производства. Свобода, которую дает им государство путем равного подхода к ним, заключается в любезном предоставлении права состязаться за доли общественного богатства, используя свои экономические средства — в той мере, в какой они таковыми располагают, считаясь при этом со всеми остальными гражданами, занимающимися тем же самым за их счет. Ради этой свободы они нуждаются в государстве, без которого они вовсе и не могли бы воспользоваться своими средствами: с практической точки зрения государство выступает для них как условие свободной конкуренции, поэтому они хотят быть признанными гражданами — они должны ими являться в угоду своим экономическим интересам. Государственная общность, политическая воля всех граждан государства, основывается на вынужденном акте свободной воли каждого отдельного гражданина, который, стремясь к достижению пользы лично для себя, в результате формирует абстрактно-общую волю: "Раздельность буржуазного общества и политического государства выступает необходимо как отделение политического гражданина, гражданина государства, от буржуазного общества, от своей собственной, подлинной, эмпирической действительности, ибо в качестве государственного идеалиста он является совсем иным существом, которое разнится, отличается от его действительности и противоположно ей" (Карл Маркс, "К критике гегелевской философии права"). Что это означает для тех или иных участников капиталистического способа производства, как и для кого государственная власть выступает в роли средства, не представляет тайны: равное подчинение всех граждан должно обеспечить преимущество тем, кто уже наделен преимуществом в экономическом плане. Итак, последующие параграфы покажут, к чему обязывает и что позволяет государство различным классам капиталистического общества, посвящая себя принципу свободной конкуренции.