«Никогда еще в нашей стране не было столько изобилия, как сегодня. Никогда еще в мире не было столько богатства, как сегодня. Никто не должен голодать, никто не должен умирать от излечимых болезней – у нас хватает всего и на всех!» (Заявление АТТАК от 19.12.03).1. С завидной регулярностью АТТАК дарит человечеству подобные лозунги, которые должны вселять отвагу и пробуждать надежду. На первый взгляд они кажутся убедительными – ведь, с одной стороны, богатство действительно налицо. С другой стороны, эти обещания, регулярно повторяемые уже более ста лет, – у АТТАК в этом были кое-какие предшественники, – эти обещания демонстрируют лишь одно: абсолютно не обращая внимания на голод, «изобилие» растет себе дальше, а «излечимые болезни» с полным равнодушием к медицинскому прогрессу продолжают уносить жизни многих людей.
Поэтому такие обещания быстро теряют свой блеск. Ведь бедность, голод и эпидемии продолжают существовать и прогрессировать – во-первых, по всему миру, во-вторых, не со вчерашнего дня, а в-третьих, невзирая на системы социального страхования, «помощь развивающимся странам», благотворительность и программы по борьбе со СПИДом. Из этого следует одно из двух: либо «миру» не хватает добрых намерений, к которым обращается АТТАК, либо мы имеем дело с таким мировым порядком, в котором богатство немногих очень прочно связано с бедностью многих. Итак, у нас есть полное основание разобраться, почему же «мировое богатство» никак не покончит с голодом, почему оно не хочет сделать АТТАК одолжение и осчастливить собой бедняков.
2. Прежде всего нужно отметить, что слова об изобилии и громадном богатстве совсем не безосновательны. Достаточно вспомнить о сельскохозяйственных продуктах, которые сгнивают или вываливаются в море, поскольку на них не находится покупателя; или о горах говядины, масла и молока, закупаемых Европейским Союзом, чтобы его крестьяне не разорились от изобилия; или о товарных складах, которые трещат по швам, потому что покупательная способность населения в который раз оставляет желать лучшего. Связано это с еще одним видом богатства: средства производства достигли в промышленных технологиях такого уровня производительности, который позволяет изготовлять огромное количество благ, затрачивая на это все меньше труда и времени; былая зависимость от природы преодолена посредством изобретения «искусственного» сырья и новых веществ; производство продуктов питания больше не срывается из-за бесплодия почвы или локальной нехватки воды. И т.д.3. Однако АТТАК совершенно упускает суть дела, упиваясь тем, какие возможности открывает перед человечеством это изобилие средств производства и потребления. Ведь при капитализме подобное изобилие оборачивается недостатком, а именно: недостатком покупательной способности у населения. За недостатком денег покупатели не могут реализовать истинное предназначение всех этих замечательных вещей, единственное предназначение, которое они имеют при этом способе производства: принести продавцу денежный доход. Поэтому, когда люди голодают, то продавцы замечают в этом не отсутствие у людей продуктов питания, а отсутствие у них наличных! Будь у людей достаточно мелочи, им не пришлось бы голодать. Предприниматель немедленно накормил бы их досыта, если б только они заплатили за его мешки риса и сухого молока, причем в аккурат ту цену, которая принесет ему прибыль. А нет так нет – тогда и жевать будет нечего. Бесплатно никто ничего не получит – иначе до чего бы тогда докатился капитализм!
Все это замечательное, в изобилии производимое богатство несомненно могло бы покончить с нуждой, если бы – да, ЕСЛИ БЫ оно производилось с целью удовлетворить потребности. Но оно не для этого производится! Материальное богатство производится капиталистическими частными собственниками как их частная собственность – трудом тех, кто не имеет собственности и поэтому зависим от зарплаты. И право на существование у этого богатства заключается единственно в том, что оно должно себя оправдать, превратившись в деньги – в ту форму богатства, которая при капитализме является единственным настоящим богатством.4. То же самое относится и к самим деньгам: изобилие денег можно увидеть невооруженным глазом во всех банках и сберкассах, а также у консультантов по капиталовложениям, которые рассказывают своей клиентуре, как из полученной денежной прибыли сделать еще больше денег. Огромное количество денег перегоняется на бирже из одного конца земли в другой и приумножается в огромных масштабах, казалось бы, из ничего, принося капиталовладельцам и денежным спекулянтам прибыль, а иногда и серьезные убытки, за которыми обычно следует очередной биржевой бум с новыми «надеждами на прибыль».
Однако и это богатство существует на свете совсем не для того, чтобы поборники справедливости раздали его беднякам, а те купили бы себе все, что кормит, лечит и обогревает. Точно так же, как товары с красивых витрин не предназначены для потребления, – так же и капиталистическое предназначение денег заключается совсем не в том, чтобы купить на них кроссовки, булочки и аспирин для удовлетворения своих потребностей. Напротив: булочки продаются для того, чтобы выманить у покупателя деньги, образующие капитал в руках предпринимателя. И ни для чего другого! Так что с деньгами дело обстоит так же, как и с товарами: и то и другое существует лишь для приумножения денег! А если приумножения не происходит, то и деньги становятся ни на что не годными – наступает «обесценивание». Предприятия залезают в долги и в массовом порядке увольняют людей, которые потом остатками своих денег могут оклеивать стены.5. Именно в этом заключается суть капитализма: даже самые новые и продуктивные станки являются для предпринимателя непродуктивными, если произведенные на них блага не могут оправдать себя на мировом рынке в качестве товаров, принеся ему денежное богатство. Если бизнес становится неприбыльным, то предприниматели просто закрывают свои фабрики – скорее они дадут своим станкам заржаветь, чем допустят производство благ ради простого удовлетворения потребностей. Скорее они дадут своим товарам прийти в негодность на переполненных складах, чем допустят их бесплатное потребление.
Что касается денег, то мысль раздать их беднякам тем более абсурдна: ведь если деньги не приумножаются, то они теряют свою ценность. Поэтому любое перераспределение денег означало бы немедленное их обесценивание: они бы сразу лишились того свойства, из-за которого бедствующие массы в них так нуждаются, – они бы перестали быть средством, обладающим покупательной способностью.6. Итак, капиталистическое богатство существует только в такой форме, которую АТТАК вовсю клеймит позором. Для этого богатства необходимы бедные, которые его непрерывно производят, и оно само непрерывно производит бедных – абсолютно ненужных в роли рабочей силы и абсолютно несущественных в роли нуждающихся. Поэтому вовсе не так уж и убедителен этот лозунг о «богатстве», которого «хватает на всех». Никакого другого «распределения» при капитализме быть не может – только так в нем и связаны бедность и изобилие. И именно это заслуживает возмущения. Таким образом, тот, кто критикует в капитализме несправедливое распределение, ссылаясь на свои добрые намерения и внося конструктивные предложения, – тот совершенно не желает знать, что любое желание перераспределить – если принять его всерьез – посягает на самые основы капитализма.
7. Этому желанию незамедлительно пришлось бы иметь дело с тем самым учреждением, к которому АТТАК с неисправимым доверием обращает все свои требования и на которое возлагает все свои надежды. Ведь капиталистическая экономика всегда может рассчитывать на полную поддержку государственной власти, которая защищает ее со всех сторон. И это, кстати, известно каждому. Кто не смог устоять перед искушением сделать бесплатную «покупку», наверняка довольно быстро завел неприятное знакомство с одной из бесчисленных мер по защите частной собственности. Эти государственные (или получившие государственное благословение) меры делают преступление из «спонтанного» удовлетворения потребностей в продовольственном отделе магазина – и из голодного они делают преступника. В своих воскресных проповедях о богатстве, которого хватает на всех, АТТАК невозмутимо закрывает глаза на то, что господство частной собственности обеспечивается как раз не «алчными и несправедливыми» частными собственниками, а является первейшей задачей государственной власти.8. Возможно, что все эти вещи прекрасно известны, но все равно не стоит обходить их вниманием. Тем более не стоит этого делать тем, кто всерьез не желает мириться с бедностью и богатством при капитализме. Выступая против отмены социальных гарантий, нужно определиться: либо ты не принимаешь того, что находящаяся под государственной защитой частная собственность закрывает доступ к богатству всем, у кого нет денег, – либо ты довольствуешься тем, что принадлежишь к числу добропорядочных людей с АТТАКовским мировоззрением, согласно которому все, по идее, должно быть не так, как есть.
Те, кто выбирают второе, скромно ограничиваются негодованием по поводу того, что мир устроен не так, как представлялось им в мечтах. Государственной и денежной власти они обиженно ставят в упрек, что она не соответствует тому представлению о ней, которое создали себе АТТАК и ее последователи. А чтобы получить окончательное подтверждение своего морального превосходства, можно выдумать специальное право человека: «Человек, – сообщила недавно АТТАК, – имеет право на участие в богатстве, и это право дано каждому без каких-либо обязательств его заслужить», – потому что человек якобы наделен этим правом от природы. Это вселяет в АТТАК глубокую уверенность: у бедных есть право на полные тарелки!!! Но почему-то тарелки пусты. Богатые же купаются в изобилии, – но совершенно не по праву!Уж таково это выдуманное право: кормить оно не кормит, а лишь безмерно обличает богатых. Им это не страшно – ведь они могут твердо положиться на государственную власть, которая не в теории, а на практике осуществляет права капиталистической собственности и ее деловых интересов.
* Примечание: АТТАК – французское сокращение, расшифровывается как «Ассоциация за налогообложение финансовых сделок во благо граждан».http://streitschriften.argudiss.de