причины бедности в странах третьего мира
Конечно, автор статьи не дал правильного объяснения причин бедности, и предложенное им решение также не является верным...
Однако у меня самого тоже не получилось дать короткий и простой ответ на этот вопрос: почему люди там бедны, в чем причина бедности – как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах? Я попробовал дать объяснение, начал с колониализма, описал первоначальное накопление капитала в Европе, классический империализм и мировые войны, возникновение супердержавы США после Второй мировой войны, превращение доллара в мировую валюту, завоевание Америкой конкурентного преимущества перед другими капстранами, сущность самого капитализма, конфликт Востока с Западом, капитуляцию Восточного блока вместе с его реальным социализмом и в конечном итоге – утверждение США на первом месте с их валютой и вооружением... В результате у меня получилось очень длинное объяснение. Я не уверен, было ли оно понятно, и готов ли мой приятель слушать меня дальше.Не могли бы Вы дать короткий и ясный ответ на вышеназванный вопрос, чтобы любой нормальный человек и даже 9-летний ребенок могли понять правильное объяснение причин бедности. Дети уже с раннего возраста слышат неверные объяснения. Им говорят, что люди в третьем мире ленивы, что они "согрешили", что политики у них коррумпированы, что богатые люди в промышленно развитых странах думают только о себе, вместо того чтобы помочь деньгами и продовольствием, что в развивающихся странах не хватает демократии, что люди там не экономят, что у них отсутствует дух предпринимательства и т.д. и т.п.
 
В странах так называемого четвертого мира – Сомали, Эфиопии и т.д. – международный бизнес почти не находит ничего, чем он мог бы воспользоваться. Поэтому там практически нет экономической жизни, нет производства необходимых благ и нет условий для выживания. Само собой разумеется, и этим регионам не дают покинуть мир собственности, где все продается – и все необходимо покупать. Несколько долларов там все еще зарабатываются, в этих странах тоже можно кое-что продать. И конечно, все, что там есть, включая землю, должно быть и оставаться частной собственностью – ведь это является необходимым условием для возможности ведения бизнеса в будущем.
В странах, которые несправедливо называют развивающимися, международный бизнес чаще всего находит применение местным природным условиям. Капитал инвестируется в производство сельскохозяйственной продукции для мирового рынка – так называемых cash crops (денежных растений!), в добычу полезных ископаемых или в использование живописных ландшафтов для туристического бизнеса. В этих случаях интерес международных капиталистов направлен не на местную рабочую силу, а на особые природные условия. Не считая тех немногих людей, которые используются на месторождениях, плантациях и в обслуживании туристов, мировой бизнес не находит местному населению никакого применения – вместе с населением стран четвертого мира оно составляет абсолютный человеческий излишек мирового капитализма. Местные власти по поручению своих могущественных партнеров из первого мира запирают бедствующие массы в национальных округах нищеты, не давая им эмигрировать в первый мир и обременять там социальные ведомства.В так называемых новых индустриальных странах международные концерны зачастую находят группы населения, которые вполне годятся для того, чтобы эксплуатировать их как дешевую рабочую силу – в дополнение, а то и взамен рабочих первого мира. Эти концерны вывозят часть своего производства в страны с низкой зарплатой, экспортируют туда трудовой темп и производительность, которую они выжимают из рабочих в первом мире, но платят за это всего лишь принятую в этих странах нищенскую зарплату. "Бедные" развивающиеся страны им помогают. Они борются с бедностью своего государства, предоставляя международному капиталу свой народ как внеконкурентно дешевую рабочую силу, подавляя любое сопротивление против невыносимых условий труда и этим стараясь привлечь иностранный капитал на свою территорию. А если в таких странах все-таки приходят к власти альтернативные правительства, которые по-другому понимают национальный успех и предпочитают для своего народа иную роль, нежели роль дешевой рабочей силы для международного капитала, то коалиция демократических мировых держав не упускает ни единого способа, чтобы привести такие социальные "эксперименты" к поражению – в крайнем случае путем военного вмешательства. Несмотря на низкие зарплаты, которые поддерживаются в "новых индустриальных странах" внутренней и внешней властью, постоянную и регулярно оплачиваемую работу там тоже находит лишь меньшинство. Большинство же составляет капиталистический резерв, которому лишь в исключительных фазах экономического роста выпадает счастье некоторое время поработать. Либо оно уже заранее относится к абсолютному излишку.
В хваленых промышленно развитых странах положение принципиально не отличается: в них тоже какая-то часть рабочего класса постоянно не имеет работы, и падение в нищету ей не только угрожает, но и становится реальностью. В странах с высокой заработной платой бедность тоже является основой и производительной силой экономики. Наше общество откровенно в этом признается, когда политики, экономические заправилы и законодатели общественного мнения сетуют на слишком высокие зарплаты в стране, приписывая им все беды на свете – от экономического кризиса и дефицита в государственном бюджете до безработицы и пустых социальных касс, предлагая решить эти проблемы с помощью понижения зарплат. Специалисты без труда признают, что богатство этого общества основывается на бедности трудящихся. Более того, они постоянно сетуют на то, что бедности все еще слишком мало.Большинство людей во всем мире силою условий обречено на пролетарское существование, хотя им не находится применения в качестве пролетариев. Жить или не жить неимущим миллиардам – это решает капитал, читай: его потребность в труде. Он определяет, кто из людей имеет право на жизнь, будучи востребованным для получения прибыли, а кто по всем действующим меркам бесполезен, ненужен и является просто обузой.
 
Однако тот, для кого настоящее безобразие – это избыток бедности в третьем мире, мыслит совершенно по-другому. Он сравнивает положение жертв капитала друг с другом и находит несправедливой разницу в уровне их жизни: наемный работник первого мира кажется ему богатым в сравнении с нищим из третьего, – который, в свою очередь, кажется ему бедным опять же только благодаря сравнению. Протест, который основан на сравнении и требует равенства, выходит довольно скромным: уровень жизни дешевых наемных работников считают настоящей, возможно ненужной роскошью, а беднякам из третьего мира не желают ничего большего, чем того жалкого "самообеспечения", которого они лишились в результате проникновения в их страны мировой экономики. Явно или нет, но это сравнение бедности в первом и третьем мире считает возможность жить и выживать критерием оценки положения людей – и это в сегодняшнем мире изобилия, где всего могло бы быть в достатке и даже более того.
Итак, тот, чье возмущение вызвано не безвыходным положением наемных работников по всему миру, а разницей в их положении, и чей интерес направлен на объяснение причин слишком сильной бедности в третьем мире, – тот делает различие между нормальным, функционирующим капитализмом и неполноценным, нефункционирующим, ненормальным капитализмом третьего мира, в итоге задаваясь вопросом, почему у развивающихся стран нет того, что имеет первый мир. Но ничего ненормального тут нет. Нигде не сказано, что капитал, подчиняющий людей своему порядку, должен использовать их всех – или хотя бы большинство из них – для своего приумножения. В глобальном масштабе это все равно исключение. Нет ничего такого, чего недоставало бы третьему миру для той экономической роли, которую он играет в мировом капитализме. Ведь капитализм больше ничего и не обещает, кроме того, что институт собственности сначала объявит монополию на все средства жизни и производства, а потом уже будет разбираться, насколько они годятся для получения прибыли.Когда причиной особенно сильной нужды в третьем мире объявляется ненормальный капитализм, капитализм как таковой уже вне критики. Путем сравнения опровергается общая причина бедности и фабрикуется довольно высокое мнение о системе эксплуатации – ведь кто считает, что для такой зажиточности, как в первом мире, третьему чего-то не хватает, тот уже знает, чего именно: капитала, этого незаменимого источника жизни всех людей. И тогда получается, что нужда проистекает не от господства капитала, а от его недостатка. Кто задается глупым вопросом, почему это капитал не распределен по Земле равномерно, почему это он не осчастливил собой третий мир, – тот перескакивает в своих ответах с пятого на десятое. Перечисляя исторические условия, которые якобы мешают "здоровому" развитию капитализма в третьем мире, сложно определить, какое же из них является решающим – колониализм, курс местной валюты, плохое правление, протекционизм, завоевание первым миром конкурентного преимущества?.. Но какое все это имеет отношение к причинам бедности?
Кстати, это сравнение проводится и наоборот. Немецкие наемные работники только и слышат от своего начальства, что они, мол, обходятся слишком дорого, и что в Чехии, Португалии, а тем более в Юго-Восточной Азии их труд стоит намного дешевле. Другие народы работают дольше и за меньшую зарплату – и ничего! Туда утекает капитал, а в потере рабочего места рабочим больше некого винить, кроме самих себя, раз они не являются настолько "гибкими", чтобы реформировать свой жизненный уровень в сторону третьего мира. Так что ненормальным считается уже уровень зарплаты в первом мире, а бедность в третьем – это пример, достойный подражания!На деле всегда выходит одно и то же: капиталистическая система собственности лишает людей возможности самостоятельно себя прокормить; она принуждает их искать свой шанс в служении капиталу. Фанаты социальной справедливости сравнивают жизнь под капиталом там и тут – а в это время капитал не в теории, а на практике сравнивает производительность и дешевизну труда народов, то есть использует их друг против друга. И когда эта система окончательно не оставляет людям другого выхода, и никто уже не может жить, не живя для капитала, – тогда это представляют наоборот: кто хочет жить, нуждается в капитале.
Deutsch