Критерий принадлежности к племени становится политическим лишь тогда, когда на сцену выходят чернокожие, заинтересованные в государственном господстве, идея которого вносится, поощряется и получает материальную поддержку извне. Чернокожим вождям лояльное племя оказывается очень кстати – как средство конкурентной борьбы за политическую власть, а стало быть, и за те немногие денежные источники, что возникли благодаря империализму. В результате коренные жители оказываются в условиях, которые при всем желании нельзя назвать природными, – даже если местное население продолжает себя пестро раскрашивать.
Основное различие между африканскими племенами заключается сегодня не в специфической военной раскраске, а в том, участвуют ли они каким-нибудь образом в господстве и в скудных доходах от него – или играют роль сброда, ненужного, а то и мешающего тем племенам, которые в этот момент создают государство. Кто из вождей будет президентом, которое из племен станет его армией, кто получит лицензию на эксплуатацию страны, а кто будет лишен этого права – эти вопросы составляют сегодня предмет африканских конфликтов, делая их столь беспощадными. Только в качестве политического инструмента африканские племена становятся организованными, вооруженными импортируемым огнестрельным оружием бандами, которых натравливают друг на друга, используя соответствующий образ врага. Именно это ими двигает и делает их способными на всем известные массовые расправы. Там, где нет совместной политической цели выгодно использовать страну и людей, а есть стремление к захвату того, что в тех краях зовется "государством", чтобы использовать его как инструмент единоличной эксплуатации источников дохода, – там африканский племенной национализм лишен какого бы то ни было положительного отношения к соседнему роду, испытывая к нему одну только ненависть, и поэтому не зная во время резни ни меры, ни пощады.Те, кто крайне озабочен нормальным функционированием власти в Африке, безмерно удивляются тому, какие формы эта власть там принимает. Цивилизованный мир с изумлением смотрит на собственные достижения как на "бессмысленное кровопролитие", удовлетворяясь примитивным объяснением, что "так уж они там устроены".
Из газеты Landplage 5-97