Голод в странах третьего мира

Еженедельный анализ событий от издательства GegenStandpunkt на радио Lora (Мюнхен) от 05.03.2001

Почему нельзя дарить мясо

Министерство сельского хозяйства приняло решение: чтобы спасти цены на говядину, нужно "убрать с рынка" огромное количество коров. Это означает, что животных забьют и туши уничтожат. Многие этим возмутились. Правда, предметом возмущения послужила вовсе не сумасбродная логика капиталистически организованного сельского хозяйства, которое умудряется поставить под угрозу целое поголовье скота и вместе с тем здоровье людей; и которое больше всего озабочено тем, что от этого может пострадать мясной бизнес. Вместо этого высказываются этические опасения: ведь это, дескать, преступно – просто так сжечь животных, вместо того, чтобы использовать их для достойной цели. Поэтому возникла идея: подарить мясо голодающим мира. Это повлекло за собой небольшие дебаты, с результатом: нет, лучше не надо!

*

Первый протест против подарков поступил от известного "врача без границ" Руперта Нойдека. Его здравый ум подсказал ему, что от раздачи людям бесплатных продуктов пострадает их "готовность учиться". "Готовность учиться" – то еще выражение. Как-никак, в нем содержится утверждение, что люди в голодных краях просто не хотят и не умеют самостоятельно заботиться о производстве этих самых продуктов питания и что их еще надо этому научить. Для этого, – считает такой человеколюб, как Нойдек, – нужна цена. Без нее – то есть при бесплатной раздаче продуктов – страдает, согласно Нойдеку, "готовность учиться". Если на кусок мяса не навесить ярлык с ценой; если не поставить людей в зависимость от денег, которые они должны заплатить, чтобы выжить; то есть: если не принудить людей сначала заработать эти деньги, то работать они просто не будут, не будут заботиться о производстве продуктов и поэтому будут голодать. А когда есть цена, то люди знают, чему им нужно "учиться" – зарабатывать себе на пропитание. И только так должно быть в конце концов организовано снабжение людей.

Тут, правда, возникает вопрос, почему в голодающих странах, где недостатка в ценах уж точно нет, нужда и бедствия никак не прекращаются. Моральные гиганты вроде Нойдека наверняка оскорбились бы, если бы им приписали обыкновенный расизм, согласно которому все эти люди там – просто лентяи, и если они не работают – так пусть помирают с голоду. Ведь такие, как Нойдек, хотят людям только добра и не смотрят на вещи столь примитивно. Однако их мнение ничем не лучше. Они проповедуют циничную педагогику рыночной экономики: цена – это, дескать, единственное подходящее средство для воспитания "слаборазвитых стран". Только с помощью цены можно развить в них "способность учиться".

Согласно этой логике, голодающие голодают не оттого, что у них нет денег, а из-за своего неправильного настроя: они еще недостаточно осознали необходимость добывания денег. И бесплатная раздача мяса лишила бы неимущих мира сего возможности "учиться помогать самим себе". Такие благодетели демократического империализма не считают голод первостепенным злом, которое во что бы то ни стало должно быть ликвидировано. Для них главная проблема состоит в том, что людей в этих странах нужно еще приучить, – да, прямо-таки принудить к зарабатыванию денег, которое является естественным для каждого цивилизованного человека. И кто говорит, что продуктовая помощь в этом помешает, тот считает голод хоть и не лучшим поваром, но зато подходящим наставником в развитии.

*

Руперт Нойдек полагает, что людей в голодающих странах нужно еще приучить к рыночной экономике. Другие же исходят из того, что со своими бесплатными продуктами наталкиваются на уже существующие рынки – и возражают против подарков, ссылаясь на экономическую правду о том, что дарение и рыночная экономика абсолютно несовместимы друг с другом:
"При проведении акций помощи голодающим регионам в прошлом были допущены грубые ошибки, когда развивающиеся страны зачастую без разбора наводнялись европейскими продуктами. Следствием этого оказался крах местных рынков, нужда людей стала еще сильнее" ("Зюддойче Цайтунг", 17.02.01).
Что касается "наводнения" – то это, конечно, сильно преувеличено, но в чудесном мире рыночной экономики на самом деле имеет место ситуация, когда раздача подарков – даже если они спасают жизнь, и именно тогда! – приводит к "краху местных рынков", в результате чего "нужда становится еще сильнее".

О капиталистически сформировавшейся аграрной и пищевой промышленности в этих странах речи идти не может. Их включение в мировой рынок имело для традиционных форм трудного добывания средств к жизни исключительно разрушительные последствия. Вместе с тем это разрушение создало для людей безжалостную необходимость приобретать все за деньги. На место старой экономики выживания пришла, с одной стороны, полномасштабная нужда; по другую сторону утвердились несколько локальных производителей, которые пытаются извлечь из этой нужды выгоду. Будучи способными учениками рыночной экономики, они обучились тому, как обеспечить себе доступ к тем крохам общественной покупательной способности, которые существуют посреди всеобщей нужды. Они продают свои продукты, чтобы таким образом получить прибыль. Для них, в отличие от Руперта Нойдека, цены являются не инструментом воспитания в окружающих "готовности учиться", а средством личного обогащения. Если их покупатели чему-то и учатся, так это неизменному повторению первого сурового закона рыночной экономики: даже самые примитивные средства к существованию можно получить лишь за деньги, а если денег нет, то к этим средствам тебя не подпустят.

Именно на это ссылаются те, кто предупреждает о "крахе рынков", когда в центрах рыночной экономики наступают исключительные обстоятельства и дело доходит до того, чтобы на короткое время дать голодающим третьего мира выжить за бесплатно. Эти реалисты не мыслят мира без тех условий, которые были созданы империалистическими государствами в форме неизбежных закономерностей, – поэтому они с циничной непоколебимостью исходят из категорического противоречия между рыночной экономикой и дарением. Даже если хотя бы раз, в виде исключения, будет нарушено отчуждение покупателя от товара, поскольку товар будет подарен, то это непосредственно окажет гибельное воздействие на местных производителей: их лишат бизнеса, так как подорвут их средство вымогательства по отношению к покупателям – средство, которым они так талантливо, по-рыночному пользовались. Если в связи с чрезвычайным положением, вызванным гуманитарной помощью, потребители какое-то время не будут вынуждены покупать у них товар, то, согласно рыночной логике, "рынки" потерпят "крах". Будет ли от этого "нужда людей сильнее" – это уже почти неважно: во время гуманитарных поставок у них есть что поесть, потом опять нет – разве заходила когда-либо речь о помощи до тех пор, пока голод не прекратится? Правда, кое-что к этому добавится: масса нуждающихся пополнится теми, кто до этого делал бизнес на крохах местной покупательной способности, – так как производство, которое (в каком бы то ни было скудном объеме) еще как-то окупалось, вылетает в трубу из-за "недобросовестной" гуманитарной помощи извне.

*

Похоже, история с "крахом рынков" убедила демократическую общественность. Раз уж так устроена рыночная экономика, то ничего тут не возразишь... Но тогда тем, кто непременно хотел спасти мясо, пришло в голову, что есть такие голодающие страны, где о рынках уж точно не может быть речи, так что и разрушать там нечего – в Сомали, к примеру, в Судане или даже в Северной Корее, где еще сохранился коммунистический режим. Им ответили заправилы рыночной экономики, словно стремясь устранить последнюю неясность по поводу ее жестокости: может, в этих странах и нет существующих рынков, – гласил их приговор, – но если из них когда-нибудь что-то и получится, то только в том случае, если они построят у себя рыночную экономику. А если дать им сейчас гуманитарную помощь, то это хоть и не разрушит существующего рынка, но зато помешает его возникновению. Так что люди в Судане и Сомали должны совершать рыночные подвиги – голодать в залог. Правда, никто им не может пообещать, что поэтому и от этого там когда-нибудь возникнет рынок. Но если сейчас дать им возможность бесплатно набить животы, то этот безответственный поступок еще больше отдалит, а может быть даже перечеркнет их единственно разумное будущее – построение рыночной экономики. А этого не может хотеть ни один гуманист.

*

Так что, если кто полагает, что продукты питания существуют для утоления голода, то он ошибается. В рыночной экономике это не так: либо они служат получению прибыли, либо приносят беду.

На главную страницу

Kostenloser Counter und Statistik von PrimaWebtools.de
Сайт управляется системой uCoz