иностранцы в германии
Критерий полезности нельзя не заметить и в политике предоставления статуса беженца. Вопреки распространяемому мнению, политических беженцев принимали в страну вовсе не из самоотверженного гуманизма, а из соображений выгоды - в данном случае политической. Во времена холодной войны против коммунистического Восточного блока политические беженцы исполняли обязанность живого доказательства бесчеловечности неугодных государств, предоставляли моральное право для вмешательства во внутреннюю политику этих стран и одновременно демонстрировали всему миру непревзойдённую человечность Западно-Германского государства. Понятное дело, что после победы Запада в Холодной войне большинство таких политических беженцев стали бесполезными - что им сразу же пришлось на себе почувствовать. У иностранцев стали замечать всё меньше прав человека и нуждающегося в защите человеческого достоинства - и всё больше «материализма». С тех пор «экономические беженцы» подвергаются прекрасно функционирующей практике выселения.
Таким образом, новостью в привлекшем общественное внимание заявлении Бекштайна является не то, что иностранец должен быть полезен немецкому обществу, чтобы оправдать своё пребывание на немецкой земле. Во времена, когда нация приступает к тому, чтобы использовать мировой запас человеческого материала в соответствии с критерием экономической выгоды, Бекштайн считает целесообразным отказаться от доселе принятого лицемерия в обхождении с людьми без немецкого паспорта. «Историческая ответственность Германии», «культурное обогащение», «права человека» - приукрашивание политики такого рода высокими ценностями устарело, на его место должна прийти новая открытость в отношении национальной морали. Созданная видимость самоотверженности и высоких нравственных убеждений, которыми якобы руководствовались высшие национальные инстанции в обращении с зарубежным человеческим материалом, заменяется новой моральной установкой: польза для нации, определяемая уполномоченными на то типами вроде Бекштайна, является теперь наивысшим нравственным долгом и источником всех моральных наставлений. То, что доселе уже практиковалось, но приукрашивалось и прикрывалось всякого рода лицемерием, теперь открыто объявлено официальной программой: нация нуждается в развитии; только это является важным и из этого абсолютно непосредственно следуют все нравственные принципы государственной политики.Создание видимости того, что немецкое государство подчинено высшим нравственным ценностям, - вот чего так недостаёт его напуганным поклонникам! Они хотели бы по крайней мере иметь возможность сказать, что «их» государство на самом деле преследует высшие цели - независимо от всех жестокостей энергично поддерживаемого властями капитализма. Истинным добром в политике считается нравственная доброта, и поэтому не так уж важно, насколько эта доброта чувствуется; важно то, чтобы чиновники, ответственные за общественное благополучие, в своей доброте признавались - независимо от проводимой политики. И тогда каждый истинный гуманист сможет быть более или менее доволен тем мнением, которое его нация о себе распространяет.
(Из газеты Landplage)