иностранцы в германии


Баварский министр внутренних дел Гюнтер Бекштайн напугал поклонников правильной и добродетельной Германии:

«Мы должны следить за тем, чтобы к нам приезжало меньше иностранцев, которые нас используют и больше тех, которые принесут нам пользу».

Можно ли рассматривать людей с такой материалистичной точки зрения - даже если речь идёт «всего лишь» об иностранцах? Некоторые немцы, представляющие себе Германию как благородное, добродетельное и всегда готовое прийти на помощь государство, были немножко напуганы прямыми словами Бекштайна. И совершенно напрасно. То, что иностранцы подлежат критерию полезности для буржуазного государства и рыночной экономики, совершенно не является новостью. Принцип, по которому политики в условиях рыночной экономики различают отечественный и импортный человеческий материал и по которому ставят местных и иностранцев в совершенно разное положение - это принцип экономической и политической выгоды. Вклад иностранцев в благополучие нации всегда приветствовался - и одновременно являлся критерием для выдачи вида на жительство. Да и в общем-то, применение критерия полезности всегда было заметно по обращению с иностранным человеческим материалом. Так, в 50-х и 60-х годах приглашались в больших количествах рабочие из других стран, чтобы пополнить запас рабочей силы для стремительно развивающейся экономики. Как только рабочих мест для раздачи стало не так много, были сразу же достигнуты договорённости со странами происхождения рабочих, чтобы отослать назад как можно больше иностранцев. Независимо от отговорки, что «рабочую силу позвали и она пришла», импорт и экспорт иностранцев всегда был ориентирован на экономические потребности и осуществлялся в зависимости от экономического положения в стране.

Критерий полезности нельзя не заметить и в политике предоставления статуса беженца. Вопреки распространяемому мнению, политических беженцев принимали в страну вовсе не из самоотверженного гуманизма, а из соображений выгоды - в данном случае политической. Во времена холодной войны против коммунистического Восточного блока политические беженцы исполняли обязанность живого доказательства бесчеловечности неугодных государств, предоставляли моральное право для вмешательства во внутреннюю политику этих стран и одновременно демонстрировали всему миру непревзойдённую человечность Западно-Германского государства. Понятное дело, что после победы Запада в Холодной войне большинство таких политических беженцев стали бесполезными - что им сразу же пришлось на себе почувствовать. У иностранцев стали замечать всё меньше прав человека и нуждающегося в защите человеческого достоинства - и всё больше «материализма». С тех пор «экономические беженцы» подвергаются прекрасно функционирующей практике выселения.

Таким образом, новостью в привлекшем общественное внимание заявлении Бекштайна является не то, что иностранец должен быть полезен немецкому обществу, чтобы оправдать своё пребывание на немецкой земле. Во времена, когда нация приступает к тому, чтобы использовать мировой запас человеческого материала в соответствии с критерием экономической выгоды, Бекштайн считает целесообразным отказаться от доселе принятого лицемерия в обхождении с людьми без немецкого паспорта. «Историческая ответственность Германии», «культурное обогащение», «права человека» - приукрашивание политики такого рода высокими ценностями устарело, на его место должна прийти новая открытость в отношении национальной морали. Созданная видимость самоотверженности и высоких нравственных убеждений, которыми якобы руководствовались высшие национальные инстанции в обращении с зарубежным человеческим материалом, заменяется новой моральной установкой: польза для нации, определяемая уполномоченными на то типами вроде Бекштайна, является теперь наивысшим нравственным долгом и источником всех моральных наставлений. То, что доселе уже практиковалось, но приукрашивалось и прикрывалось всякого рода лицемерием, теперь открыто объявлено официальной программой: нация нуждается в развитии; только это является важным и из этого абсолютно непосредственно следуют все нравственные принципы государственной политики.

Создание видимости того, что немецкое государство подчинено высшим нравственным ценностям, - вот чего так недостаёт его напуганным поклонникам! Они хотели бы по крайней мере иметь возможность сказать, что «их» государство на самом деле преследует высшие цели - независимо от всех жестокостей энергично поддерживаемого властями капитализма. Истинным добром в политике считается нравственная доброта, и поэтому не так уж важно, насколько эта доброта чувствуется; важно то, чтобы чиновники, ответственные за общественное благополучие, в своей доброте признавались - независимо от проводимой политики. И тогда каждый истинный гуманист сможет быть более или менее доволен тем мнением, которое его нация о себе распространяет.

(Из газеты Landplage)


На главную страницу

Kostenloser Counter und Statistik von PrimaWebtools.de
Сайт управляется системой uCoz