Еженедельный анализ событий от издательства GegenStandpunkt на радио Lora (Мюнхен) от 15.10.2001

"Бог не нейтрален в борьбе между терроризмом и справедливостью!"
(Джордж Буш)

О корректных отношениях между религией и государством

1

Непосредственно после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне президент Буш утверждал: "Мы не знаем, кто является виновниками происшедшего – мы знаем только, что они злые и сумасшедшие". Однако при указании на виновных президент Буш и его советники этим описанием не ограничились, и преследование сумасшедших американским правительством тоже не было начато – тут ему пришлось бы сначала в собственной стране изрядно повозиться. Вместо этого оно стало готовиться к войне, которую ведет сейчас в Афганистане. То есть американскому правительству довольно быстро стало ясно, что теракты носили политический антиамериканский характер – т.е. были совершены из ненависти к Америке. И США знали – еще не имея никаких доказательств – в какой части света им искать носителей этой ненависти: там где они своей мировой политикой нажили себе наизлейших врагов – на Ближнем Востоке. Все попытки тамошних государств утвердить себя как державу, которая не обязана подчиняться предписаниям извне, были в корне пресечены американским правительством – путем поддержки израильской территориальной войны, а также собственными интервенциями. В тех странах имеется много антиамерикански настроенных людей, которые из многочисленных поражений сделали вывод, что война против сверхдержавы США возможна только в виде терроризма, в виде нападения исподтишка, совершаемого людьми, которые в открытом сражении не имели бы никаких шансов.

Когда США клеймят это как "трусость, зло и сумасшествие", а свое возмездие, наоборот, преподносят как высочайшую справедливость, то это не имеет ничего общего с данной суррогатной формой войны, терроризмом – это всегда так: в любой войне свои всегда стоят на стороне добра, справедливости, человечности; чужие же представляют собой порождение злого, сатанинского, бесчеловечного. Ни одна из сторон ни за что не признается в том, что просто-напросто ставит свои интересы выше интересов противника и хочет сломить его волю с применением насилия; каждая сторона выдает свои интересы за справедливость, чужие – за несправедливость. Таким образом, чужая сторона преследуется как правонарушитель; каждая сторона сражается якобы не за свои интересы, а за высочайшие человеческие ценности, сражается за добро и против зла.

Политические интересы, стоящие за терактами, Штатам вполне известны – иначе с чего бы они сразу стали указывать на ту часть карты мира, откуда эти интересы могут быть родом. Но при составлении портрета врага Америка всячески избегает любого упоминания об этом – признавать за врагом какую-либо уважительную причину его действий не полагается. Хотя и велись дебаты – в том числе и в Америке – о том, а нельзя ли истолковать теракты отчасти и как реакцию – как реакцию на последствия американского господства над миром, которые в определенно многих частях света, "к сожалению", не всегда столь благодатны, – но такие дебаты всегда заканчивались тем, что их участники ужасались – ужасались по поводу таких бесчеловечных поступков, терактов, которые ведь на самом деле повлекли за собой жертвы. При желании можно себе, дескать, представить и даже почти что понять, что демократия и рыночная экономика – так, как они осуществляются и внедряются Соединенными Штатами, – могут вызывать неудовольствие, но тот, кто хочет заявить о своем несогласии и требует с собой считаться, не имеет никакого права пользоваться такими средствами. А кто ими пользуется, тот стоит вне цивилизации и лишается всякого голоса, тот хочет просто нанести вред, потому что им руководит злой демон.

Противоречивость такой аргументации очевидна: если Буш указывает на средства – самолеты, использованные в качестве бомб, – и из этого делает вывод о том, что враг – злой, то ему придется признать, что он тоже "злой", поскольку пользуется теми же, не менее смертоносными средствами – самолетами, сбрасывающими бомбы. Президент угрожает длительной войной, то есть разрушениями, которые вряд ли будут уступать тому, что учинили террористы. Делает кто-нибудь из этого вывод о том, что президент такой же "злой", как и террористы? Конечно, нет – ведь президент собирается учинять разрушения, руководствуясь самыми добрыми намерениями, которые оправдывают любые средства. Итак, мы имеем дело с крупной подтасовкой: неправота своих ни за что не может быть доказана, исходя из применяемых ими методов, потому что эти методы применяются в добрых целях. Причиняемые разрушения могут критически рассматриваться в лучшем случае с позиции целесообразности – т.е. добьется ли Америка с их помощью своей цели. Но относительно вражеской стороны применяется прямо противоположная логика: из разрушительных последствий ее действий делается вывод о ее целях, которые – вследствие разрушений – могут быть только "злыми". Таким образом, вражеской стороне отказывается в любой обоснованности ее действий – без всякого подробного рассмотрения этого вопроса. Более того: тем самым сказано, что этот вопрос вообще нельзя рассматривать – иначе покажешь, что хочешь понять, а значит, найти причины для оправдания этих "актов бесчеловечности", и таким образом примешь сторону врага. Стало быть, надо с самого начала и безо всяких оговорок исходить из того, на чьей ты стороне, т.е. выносить пристрастные суждения – с этого начинаются все эти возбужденные обсуждения и на этом они каждый раз заканчиваются.

2

То есть, практически США приписывают действиям своего врага политическую подоплеку (как это следует из их воинственного ответа на теракты), идеологически же существование какого-либо политического мотива с самого начала полностью отрицалось. Однако, идеологические разборки с террористами этим не ограничились. Довольно обширные дебаты идут с 11 сентября вокруг вопроса, какого же мнения нужно придерживаться о религиозной мотивации исполнителей терактов. При этом были сделаны кое-какие прояснения по вопросу о пользе и функции религии.

Указывая на населенную мусульманами часть планеты, где терроризм, дескать, находит надежное пристанище, на исламистских агитаторов, которые призывают народные массы к исламской священной войне, и на правительства, которые используют ислам, чтобы сделать свое государство антизападным, США поставили под подозрение целую религию – то есть ислам – под подозрение в подстрекательстве к подобным "зверским нападениям на свободный Запад". Камикадзе, которыми якобы руководила вера в то, что путем самопожертвования 11 сентября они попадут прямо на седьмое небо, были восприняты, как указание на то, что ислам – это что-то вроде благодатной почвы для терроризма. В то же время это подозрение постоянно категорически опровергалось. Политики и журналисты, которые не могут найти достаточно слов, чтобы выразить свое возмущение по поводу "фанатизма" "исламистов", принимаются в это же мгновение за спасение чести ислама. Казалось бы, тут нет логики.

3

То, что Буш в отношении талибов и сторонников Бин Ладена клеймит, как "злой" фанатизм, есть ничто иное, как их религиозно обостренное чувство патриотизма, их готовность пожертвовать собой за нечто (по их мнению) несомненно справедливое, то есть угодное богу. Любому западному государственному лицу такое обострение патриотических чувств более чем знакомо и близко, оно считается самым добродетельным из всего, что только можно представить. Вот слова Джорджа Буша: "Мы требуем от тех, кто носит нашу униформу, ... быть готовыми принести своей смертью последнюю жертву". Этой жертвы он требует именем своего и их патриотизма, который он потом еще особо благословляет, ссылаясь при этом на господа бога: "God bless you". Но когда потом осуждают "войну против Америки", имеющую свои корни в исламе, не требует ли это также и осуждения исламской религии?

Тот, кто спрашивает: "Являются ли "исламисты" настолько "фанатичными" из-за ислама, или они неправильно понимают ислам?" – тот просто не хочет осуждать религию. Тот хочет провести границу между религией и "фанатиками": "фанатики" неправильно обращаются с религией, которая сама по себе очень даже заслуживает уважения. Считая себя, по-видимому, истинными толкователями Корана, западные ученые, журналисты, а также политики спрашивают у мусульман этого мира: "А правильно ли вы, собственно, интерпретируете свою веру в отношении к свободному демократическому Западу?" Т.е. они открыто претендуют на то, что знают, как мусульманину правильно понимать свою религию. Только так можно объяснить эти поиски тонкого различия между исламом и "исламизмом".

При этом последний принято рассматривать как злоупотребление исламом, состоящее в том, что расстановка приоритетов между религией и государством осуществляется неправильно. Если религия претендует на то, чтобы занять главное место в жизни человека, то таким образом она ставит себя выше государства, а значит, становится преступлением. Именно этот устав нарушается исламизмом. Религия должна занимать в государстве строго отведенное ей место дополнительного источника аргументов для оправдания осуществляемой политики, иначе она будет рассматриваться как "религиозный фанатизм". Смешивать религию и политику нельзя, и на первом месте должна стоять лояльность к государству. То есть, если люди верят в высшее существо – это пожалуйста. Но они не имеют права предъявлять исходя из этого какие-либо требования в отношении политики, осуществляемой государством; они не имеют права требовать от государства подчинения этому высшему существу. Таким образом, верующие обязаны смириться с тем противоречием, что хоть они и верят в существование высшего существа, стоящего выше всего остального, но в этом мире господином является государство, которому верующие обязаны послушанием, вне зависимости от того, являются ли его действия, по их мнению, богоугодными. Итак, подчинение некоему высшему существу граждане должны относить только к себе, к своей личной сфере. Если они находят в религии утешение и какую-то высшую причину исполнять все, что от них требуется, приносить жертвы и т.д., тогда государство обеими руками за религию – поскольку она является в точности тем, что некто Карл Маркс знал о ней еще в 1843-44 гг.: "опиумом народа" ("К критике гегелевской философии права").

Отношения между религией и государством при демократическом режиме представляют собой, таким образом, подчинение религии главенствующему над всем государству. Когда президент Буш утверждает, что исполняет волю господню, то этим он придает своим приказам к военным действиям священность, но не обоснованность. Буржуазное общество и его государство не признают того абсолютизма, на который претендует религия в отношении к богу – высшей инстанции, стоящей над всем земным – наоборот, они ставят себя абсолютно выше бога: на свете нет ничего более высшего, чем поставленные и преследуемые государством цели. Все религии и все верующие должны этому правилу подчиняться. Правильно понятая религия – только та, которая знает свое место в подчинении государству. В этом и состоит настоящее превосходство нашей "просвещенной, цивилизованной" веры по отношению к "средневековым фанатикам Аллаха": когда Буш по телевидению возвещает своим землякам: "Бог не нейтрален!", то ссылается на бога как на своего союзника и объявляет себя таким образом господином мира, а бога – своим духовным вассалом.

Когда отношения между государством и религией урегулированы таким образом, то каждый может верить, во что хочет. Западный кодекс ценностей крайне толерантен и никому не делает предписаний по поводу веры – покуда человек, руководствуясь своей верой, превозносит политические цели своего государства. Доказывая это, президент Буш даже посещает американскую мечеть и спасает таким образом честь ислама от окончания "изм" – честь ислама, как религии, понимаемой верующими на вышеописанный "правильный" манер – и заявляет, что американская война с терроризмом ни в коем случае не направлена против ислама, как миролюбивой религии. Однако у такого ислама есть и свои обязанности: он (в первую очередь в лице своих духовных предводителей) должен встать на сторону Америки и ее союзников, а также на службу "войне с терроризмом".

Для этого недостаточно, чтобы исламские духовные лица осуждали теракты и благословляли жертв. Они должны своими действиями доказать, на чьей они стороне. Их задание: используя весь свой авторитет земных изъявителей воли божьей, разъяснить своим овечкам, которая сторона защищает террор, а которая справедливость, – и на чьей стороне соответственно стоит Аллах. То есть, помимо всего прочего, они должны призвать к борьбе с теми мусульманами, которые ставят Аллаха выше господ этого мира, а значит, вместе с "исламистскими фанатиками" вокруг Усамы бин Ладена придерживаются полностью противоположного мнения в вопросе о разделении терроризма и справедливости, а следовательно, и о симпатиях Аллаха. Так что высший господин немецкой внутренней безопасности Шили* требует от представителей исламской общины доказать на деле свой корректный взгляд на демократические отношения между религией и государством – путем сотрудничества с земными службами безопасности.

* Министр внутренних дел Германии.

На главную страницу

Kostenloser Counter und Statistik von PrimaWebtools.de
Сайт управляется системой uCoz